Уважаемые родители,

представляем вашему вниманию чистоговорки, направленные на закрепление правильного произношения звуков.

Подготовила воспитатель: Потемкина Ю.В.

15.03.2022 

    Чистоговорки - это короткие фразы, построенные таким образом, что в первой части чаще всего трижды или более раз повторяется один и тот же слог, а вторая часть представляет собой 3 - 4 слова, рифмующиеся с первой частью. 

    Чистоговорка может состоять как из одной фразы, так и нескольких фраз связанных с одним действием или предметом. Последнее слово во фразе всегда заканчивается на уже неоднократно произнесенный ребенком ударный слог. Например: «Ла-ла-ла - мы собрались у стола». Многократно повторяя один и тот же ударный слог, ребёнок доводит до автоматизма его произношение.

     Логопедические чистоговорки можно использовать для того чтобы закрепить правильное произношение необходимых звуков в речи. С помощью чистоговорок можно развивать и другие стороны речи. Так, их рифмы и ритмическое оформление облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент чистоговорки способствует формированию слухового и фонематического восприятия, внимания, памяти, стимулирует развитие языкового чутья. В процессе составления чистоговорок обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй, связная речь ребёнка, активизируется его воображение.

    Как работать с чистоговорками? Например, необходимо отработать ребёнком произношение звука [ Л]. Для этого:

-     подбирает чистоговорку с этим звуком;

- произносим её с разной интонацией: вопросительной, повествовательной, восклицательной;

-     проговариваем в быстром и медленном темпе;

-    берём или придумываем другую чистоговорку с данным звуком и просим ребёнка закончить её самостоятельно нужным слогом или словом;

-    просим произнести фразы так как бы это сделами медведь, лиса, комарик и тд.

    Подбирая чистоговорки необходимо исключать те, в которых встречаются слова со звуками которые ребёнок не может правильно произносить.

   Ещё боле интересно и полезно предложить ребёнку самому придумать чистоговорки или сделать это совместно с ним.

Вот несколько примеров:

«РАННЯЯ ОСЕНЬ. УБОРКА ХЛЕБА»

АЯ - АЯ - АЯ - осень золотая

АДЫ - АДЫ - АДЫ - осени мы рады

ША - ША - ША - наша осень хороша

ЖАЙ - ЖАЙ - ЖАЙ - в огородах урожай

ЖАЙ - ЖАЙ - ЖАЙ - будет хлеба урожай

ЖИ - ЖИ - ЖИ - вот колосья ржи

РУ - РУ - РУ - я колосья соберу

ОП - ОП - ОП - вот пшеницы сноп

ПЫ - ПЫ - ПЫ - завязали мы снопы

КА - КА - КА - белая мука

ОБЫ - ОБЫ - ОБЫ - потрудились хлеборобы

ЯХ - ЯХ - ЯХ - много хлеба на полях

ИЦУ - ИЦУ - ИЦУ - убирают всю пшеницу

ХА - ХА - ХА - землю вспашет нам соха

РИСТ - РИСТ - РИСТ - в поле тракторист

АТЬ - АТЬ - АТЬ - поле будет отдыхать

«ОГОРОД. ОВОЩИ»

ОЙ - ОЙ - ОЙ - огород у нас большой

АЙ - АЙ - АЙ - собираем урожай

РОД - РОД - РОД - мы вскопаем огород

АДКИ - АДКИ - АДКИ - поливаем грядки

УК - УК - УК - собираем лук

ЦЫ - ЦЫ - ЦЫ - созревают огурцы

ОРЫ - ОРЫ - ОРЫ - большие помидоры

ЧОК - ЧОК - ЧОК - полосатый кабачок

ОВКА - ОВКА - ОВКА - сочная морковка

ЧОК - ЧОК - ЧОК - горький чесночок

РЕЦ - РЕЦ - РЕЦ - зеленый огурец

АН - АН - АН - спелый баклажан

СОН - СОН - СОН - вкусный патиссон

АМ - АМ - АМ - свеклу варят нам

ЛЕЗНЫ - ЛЕЗНЫ - ЛЕЗНЫ - овощи полезны

АТ - АТ - АТ - из овощей салат

ОШКИ - ОШКИ - ОШКИ - клубеньки картошки

ОШКА - ОШКА - ОШКА - растет в земле картошка

«САД. ФРУКТЫ. ЯГОДЫ»

ДУ - ДУ - ДУ - мы работаем в саду

ДЫ - ДЫ - ДЫ - фруктовые сады

УКТЫ - УКТЫ - УКТЫ - поспевают фрукты

АД - АД - АД - вот фруктовый сад

ОВНИК - ОВНИК - ОВНИК - там работает садовник

ТИ - ТИ - ТИ - будет яблонька расти

УШИ - УШИ - УШИ - поспевают груши

УШ - УШ - УШ - мы собрали много груш

ИШНЯ - ИШНЯ - ИШНЯ - поспевает вишня

УСТ - УСТ - УСТ - облепихи куст

АДА - АДА - АДА - гроздья винограда

ИВУ - ИВУ - ИВУ - собираем сливу

ОСЫ - ОСЫ - ОСЫ - поспели абрикосы

ОК - ОК - ОК - из фруктов выжмут сок

РЕНЬЕ - РЕНЬЕ - РЕНЬЕ - фруктовое варенье

ИНЫ - ИНЫ - ИНЫ - во фруктах витамины

ОВЬЯ - ОВЬЯ - ОВЬЯ - фрукты для здоровья

«ЛЕС. КУСТАРНИКИ. ДЕРЕВЬЯ. ЛИСТЬЯ.»

СУ - СУ - СУ - погуляем мы в лесу

АТЬ - АТЬ - АТЬ - в лесу легко дышать

АТЬ - АТЬ - АТЬ - лес нам надо охранять

ОЩА-ОЩА-ОЩА - берёзовая роща

ОЗЫ - ОЗЫ - ОЗЫ - много веток у берёзы

ОЛ-ОЛ-ОЛ - у берёзы белый ствол

СИНА - СИНА - СИНА - вот дрожит осина

НА-НА-НА- высокая сосна

СНА-СНА-СНА - пахучая сосна

НЫ - НЫ - НЫ - шишки у сосны

БЫ - БЫ - БЫ - коренастые дубы

ХА - ХА - ХА - тонкая ольха

РЕНЬ - РЕНЬ - РЕНЬ - ароматная сирень

УСТ - УСТ - УСТ - боярышника куст

ИН - ИН - ИН - маленький жасмин

ИНА - ИНА- ИНА - тонкая рябина

ТВА - ТВА - ТВА - мягкая листва

АТЬ - АТЬ - АТЬ - будем листья собирать

«ЛЕСНЫЕ ЯГОДЫ.»

ИКА - ИКА - ИКА - поспевает голубика

ИНЫ - ИНЫ - ИНЫ - аромат малины

ИКУ - ИКУ - ИКУ - ищем костянику

ИКУ-ИКУ-ИКУ- собираем голубику

ИКУ - ИКУ - ИКУ - собираем землянику

ИКА - ИКА - ИКА - вкусная черника

«ГРИБЫ»

ПЯТА - ПЯТА - ПЯТА - на пеньке опята

ВИК - ВИК - ВИК - вырос боровик

ЛЯТА - ЛЯТА - ЛЯТА - мокрые маслята

БЫ - БЫ - БЫ - белые грибы

ОЙ - ОЙ - ОЙ - грибочек под сосной

ОР - ОР - ОР - конопатый мухомор

АНКА - АНКА - АНКА - бледная поганка

ОР - ОР - ОР - ядовитый мухомор

НОЙ - НОЙ - НОЙ - отдыхаем под сосной

АТЬ - АТЬ - АТЬ - лес нам надо охранять

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/03/31/chistogovorki

Уважаемые родители 
представляем
вашему вниманию консультацию на тему:

«Игры и упражнения по развитию связной речи, которые можно использовать в домашних условиях»

Подготовила воспитатель: Тайчинова Р.А.

12.01.2022

     Дошкольный возраст - особый период в жизни ребёнка. Именно в этот период ребёнок получает необходимую ему информацию в основной деятельности - в игре. Игра вводит его в необыкновенный и многообразный мир вещей и предметов, где он знакомится с их свойствами и качествами. В игровой деятельности происходит общение ребёнка с окружающими людьми, которое способствует формированию его речи.

    Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.

    Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате "вопрос - ответ". Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление - связность, словарный запас, грамматические ошибки.   

    В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.

    Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи?

    Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали.          Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: "Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?" Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов "ширина", "высота", "длина", "высокий", "низкий". Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины.

    Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки.

     Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.

Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители в домашних условиях.

Упражнение "Диалог"

Исследование коммуникативной функции, возможностей использовании речи, как средства общения.

Старайтесь стимулировать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что малыш ответит. Например, возможен такой диалог:

Взрослый: Принеси, пожалуйста, кубик. Что ты принес?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Дай кубик. Что ты дал?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Лови кубик! Что ты поймал?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Молодец!

Игра "Что мы видим во дворе?"

Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.

Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий?". Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?

Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?

Игра "Профессии"

С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой игры, вырабатываться речевая активность.

Покажите малышу, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр.

Пусть малыш самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите малыша: "Кто ты?"

Малыш назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: "Я врач". Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.

Чтобы помочь ребенку с рассказом о профессиях необходимо задавать наводящие вопросы об этих профессиях, например такие как:

Как называется человек этой профессии на картинке?

Как одет человек на этой работе? Носит ли он специальную форму?

Чем занимается человек на этой работе?

Где он работает?

Какие инструменты ему необходимы в этой профессии?

Зачем нужна эта профессия? Приносит ли она пользу людям?

Например, можно рассказать о нужной профессии врач. Что врач одет в белый халат - это его врачебная форма. Врач работает в больнице и лечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные инструменты, такие как шприц, градусник. Профессия врач нужна для того, чтобы защищать и лечить людей от различных болезней.

Упражнение "Давай поговорим"

Является обычной беседой на бытовые темы.

Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?

В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как ини­циативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой.

Упражнение "Назови действие"

Ребёнок называет слова, обозначающие действия.

Вам понадобится картинный материал и вопросы.

Ребёнку задают вопросы:

- Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит).

Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает).

Что делает щенок?

Что делает птичка?

Упражнение " Выучи стихотворение"

Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.

Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.

Упражнение "Загадки"

Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление . В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.

Упражнение "Посмотри, что увидел, расскажи"

Упражнение направлено на развитие связной речи и текстообразования.

Ребенку показывается картинка, которую ему нужно внимательно рассмотреть. Через некоторое время картинку убирают. Затем ребенку предлагается ответить на вопросы: "Кто изображен на картинке?", "Во что одета девочка?"

Затем ребенка следует попросить рассказать, что он понял по картинке. Конечно, сначала ребенок дает краткие ответы: "Видел девочку". Далее ребенку следует предложить описать увиденное более подробно. Если не удается получить более развернутого ответа, можно предложить ребенку снова посмотреть на картинку. Если и при непосредственном просматривании картинки ребенок затрудняется с описанием, следует предложить ему перерисовать картинку в альбом. При перерисовывании их следует раскрасить, что позволит ребенку отдельно воспринимать детали. Когда ребенок раскрасил картинку, следует задать ему ряд дополнительных вопросов, используя его рисунок:

Какого цвета у мальчика брюки? Во что еще он одет? Какого цвета платье, туфли? Во что одета девочка? Что держит девочка? Зачем ей мяч? Чем больше вопросов будет задано, тем лучше будет подготовлен следующий этап работы: формирование сюжетной целостности рисунка.

Игра "Угадай по описанию"

Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что именно мы описываем. Например, лимон: "Этот фрукт желтого цвета. По форме он слегка продолговатый, на ощупь - шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее".

Игра "А что было дальше?"

В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделять формированию самостоятельной связной речи. Например, можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди:

- Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче.

- Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.

- Вдруг слышит - за кустами что-то шуршит и топает!

- Маша спросила "Кто тут?" (Что было дальше?)

     Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, - и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.

    Развитие речи детей через игру, даёт прекрасный результат. Главное, сделать этот процесс интересным и привлекательным. Чтобы детские игры для развития речи приносили удовольствие вам обоим, и тогда от них будет немалая польза!

Источник: https://nsportal.ru/


Уважаемые родители представляем вашему вниманию консультацию на тему:

«Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»

Подготовила воспитатель: Потемкина Ю.В.

15.11.2021

      Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок добился больших успехов в жизни, состоялся как личность, чувствовал себя свободно, уверенно.

      Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

        Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные и третичные нарушения, общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушение словесно- логического мышления.

    Важнейшим условием для того, чтобы ребенок овладел правильной речью, является речевая атмосфера, в которую он погружен с первых дней существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

        Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли Вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от нее зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.

         Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребенка. Не поучать, а играть вместе с ним, фантазировать, сочинять- вот что необходимо ребенку.

      К 5 годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание нужно всячески поощрять, пусть игры будут интересными, веселыми, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребенок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

        Играя с ребенком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Рекомендованные игры:

«Четвертый лишний»

Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. Например, ваза, роза, нарцисс, гвоздика.

«Посчитай»

Например, одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок...

«Скажи наоборот»

Взрослый называет какое- либо слово, а ребенок подбирает слово с противоположным значением.

Существительные: смех-..., холод-..., север-... и т.д.

Глаголы: пришел- ..., плакал-... и т.д.

Прилагательные: широкий-..., маленький-... и. т.д.

Наречия: далеко-... и т.д.

«Подбери слово»

Ребенку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала любые слова, а потом по лексической теме, например, «Назови фрукты на букву А»

«Большой - маленький»

Ребенку предлагается придумать уменьшительное название слову, например, ложка- ложечка, стул- стульчик...

«Отгадай загадку»

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадать загадки как можно чаще.

«Назови, какой»

Учим детей образовывать прилагательные, например, сок из яблок- яблочный...

«Подумай и ответь»

Предлагайте детям словесные логические задачки. Например, кого в лесу больше елок или деревьев?«Расскажи стихотворение»

Вспомнить знакомые стихотворения. Заучивание стихотворений способствует развитию памяти и мышления

«Расскажи сказку»

Читайте детям сказки, проводите беседу по содержанию, учите пересказывать с опорой на картинки, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

РЕКОМЕНДАЦИИ

         Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребенка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
  • В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ребенком не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.
  • Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно- ласкательными суффиксами.
  • Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его.
  • Если ребенок торопится высказать вои мысли или говорит тихо, напоминайте ему, что говорить надо внятно, четко и не спеша
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить, понятен ли ему ответ.

Источник: https://nsportal.ru/ 


Расписание образовательной деятельности старшая группа №4 «Пчелка» на 2021-2022 учебный год 

Понедельник

9.00 - 9.25 Познание: Первые шаги в математику

9.50 - 10.15 Художественное творчество: Рисование

                     Прогулка ВДА

2 половина дня

Вторник

9.00 - 9.25 Познание: Конструирование и моделирование

9.35 - 10.00 ФИЗО

2 половина дня

15.40 - 16.05 Художественное творчество: Лепка

Среда

9.00 - 9.25  Развитие речи

10.00 - 10.25 МУЗО

2 половина дня

15.40 -16.05 Художественное творчество:Аппликация

Четверг

9.00 - 9.25 Познание: Ребенок открывает мир природы 1,2,3 н.

                    Краеведение 4 н.

9.45 - 10.10 ФИЗО

2 половина дня

Пятница

9.00 - 9.25 Основы пожарной безопасности 1 н., 

                    Дошкольник входит в мир социальных отношений 2,3,4 н.

9.35 - 10.00 МУЗО

2 половина дня


Уважаемые родители!
Наша группа работает по примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство» (Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева )
Будет уделено большее внимание следующим задачам функционирования МДОУ на 2020-2021 учебный год:

     Средний возраст:

1.Продолжать развивать речь дошкольников посредством реализации образовательных проектов по ознакомлению с историей, традициями, культурой и природой Томской области.

Обучение: учить детей передавать особенности предметов, составлять описательные рассказы, использовать обобщающие слова и элементарные формы объяснительной речи.

2.Продолжать формировать элементарные математические представления дошкольников через использование нестандартного математического материла.

Обучение: учить детей сравнении, группировке предметов, в умении обобщать части суток в понятие «сутки», самостоятельно экспериментировать с целью определения неизменности количества и размера, измерять (длину, ширину, высоту) мерками разного размера, объяснить почему стало больше, либо меньше; принять известные способы действий в новой обстановке

            Что же такое групповой сбор?

    В самом широком понимании групповой сбор используется для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности. Особенностью группового сбора является то, что он по сути своей аналогичен интегрированному занятию, что даёт возможность объединять в нём многие направления обучения, развития и воспитания дошкольников.

    Групповой сбор - это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей. Компетентность складывается из активности ребёнка, умения осознанно использовать знания и навыки и проявляется индивидуально в зависимости от степени заинтересованности ребёнка, его склонности, способности к тому или иному виду деятельности, что обеспечивает индивидуализацию результатов образования. Наличие основ компетентности у ребёнка можно определить по фактам проявления им инициативы, самостоятельности, осознанности действий в типично детских видах деятельности. Проявление той или иной компетентности позволяет взрослому опираться на достижения, сильные стороны личности ребенка. Ежедневные игры, общение, участие в совместных делах обеспечивают каждому ребёнку возможность реализации его компетентностей, приобретения и демонстрации начал ключевых компетентностей:

- социальной - умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми в различных ситуациях, способности принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними, анализировать действия и поступки, управлять своим поведением, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения;

- коммуникативной - возможности понимать речь других, стремления сделать понятной свою речь;

- информационной - навыка использования различных источников информации для достижения целей;

- деятельностной - способности поставить цель, спланировать и осуществить результативное действие индивидуально или в сотрудничестве с другими;

- здоровьесберегающей - умение самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья, производить гигиенические действия, использование средств, адекватных ситуации.

Групповой сбор основан на принципах открытости, диалогичности и рефлексивности.

Открытость обозначает:

  • право свободного высказывания и отношения к высказываниям других;
  • право участия в выборе предложенных идей, в инициировании и осуществлении собственных планов;
  • право участия / неучастия ребенка в групповом сборе.

Принцип диалогичности заложен в самой форме группового сбора, построенного на свободном, но регулируемом выработанными в субкультуре группы правилами ведения диалога со сверстниками и взрослыми, где взрослый организует, ведет разговор и групповой сбор в целом, но не подавляет детскую инициативу. Дети получают опыт сдерживания своих реакций, согласования своих интересов с интересами других, потому что диалог всегда предполагает взаимодействие двух сторон.

Принцип рефлексивности заключается в предоставлении каждому ребенку возможностей для проговаривания, а значит, и для осмысления своих чувств, для восприятия и понимания других людей. Вторая сторона принципа рефлексивности - это работа по совместному планированию текущих дел, а по завершению дела - анализ результатов и достижений.

Структура группового сбора


       Структура группового сбора и содержание практических материалов в центрах активности позволяет осуществлять интегрированный подход в педагогическом процессе, позволяет соединить задачи образовательных областей в единый процесс совместной деятельности, не разделяя его на условные занятия и деятельность вне занятий.

Структура группового сбора вариативно включает такие элементы:

1. Утренний сбор.

  • приветствие ( пожелания, комплименты, подарки...) - 1-3 мин;
  • игра (элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание и пр.) - 2-5 мин;
  • обмен новостями - 2-10;
  • планирование дня (выбор темы, планирование содержания темы, презентация деятельности в центрах активности и пр.) - 5-12 мин;

2. Деятельность в центрах активности - в течении дня.

3. Итоговый сбор - 5-10 мин.

    Жестких структурных и временных рамок группового сбора не предполагается. Общее время и время отдельных частей сбора подвижно и зависит не только от возраста детей, но и от того, какие педагогические задачи поставлены образовательной программой и педагогом. Важно отметить, что проведение группового сбора должно проходить динамично, на положительном эмоциональном фоне. То есть педагог должен быть готов к смене деятельности и замене того или иного структурного элемента в тех случаях, когда внимание детей обращено на что-то другое, более важное для них в данный момент. Главное - не превратить групповой сбор в рутинную и скучную повинность.

Консультация для родителей

«Возрастные особенности детей 4-5 лет»

     Возраст от четырех до пяти лет - период относительного затишья. Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

     Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает.

     Стремление к самостоятельности. Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опёке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила.

   Этические представления.

      Как утверждают специалисты, особенности психологического развития детей 4-5 лет таковы, что дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении.

   Творческие способности.

     В 4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом. Однако, безудержность детской фантазии в 4-5 лет может порождать разнообразные страхи и кошмары.

  Социализация.

      Ребёнок вырывается их круга внутрисемейных отношений и вливается в море окружающего мира. Ему становится необходимым признание со стороны сверстников.

Игровая деятельность.

      Игра продолжает диктовать и формировать психологические особенности ребёнка 4-5 лет, но она становится более многогранной. Она приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, войну, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся.

      Активная любознательность заставляет детей 4-5 лет задавать взрослым самые разнообразные вопросы обо всём на свете. Они всё время говорят, что-то обсуждают, не замолкая ни на минуту. Увлекательный разговор и занимательная игра - вот то, что им сейчас просто необходимо.

   К 5 годам их начинает интересовать половая принадлежность, они задаются вопросом отличия мальчиков и девочек друг от друга.

    Родители, знающие возрастные психологические особенности своих детей в 4-5 лет, могут им помочь. В частности, блокировать их страхи, контролировать чересчур безудержную фантазию, увлекая их занимательными играми и познавательными беседами.

Вам как родителям необходимо:

     Учитывая все выше перечисленные особенности развития ребёнка 4-5 лет, родители смогут извлечь из них максимальную пользу, чтобы воспитать полноценную личность.

  Психологи и педагоги советуют в этом возрасте построить отношения со своим малышом следующим образом:

  • Запретов, правил и законов не должно быть очень много: в силу своих психических возрастных особенностей ребёнок не сможет выполнять их все. Сдержанно реагируйте на справедливую обиду и гнев ребёнка.
  • Рассказывайте ему о своих чувствах, переживаниях. Так он будет лучше понимать вас и окружающих людей.
  • Разбирайте с ним особенности и детали любых сложных этических ситуаций, в которые он попадает во дворе и в детском саду.
  • Ребёнку 4-5 лет не нужно рассказывать страшные истории, показывать ужастики, рассуждать о смерти и болезнях.
  • Интересуйтесь творческими особенностями и успехами своего малыша. Но не критикуйте.
  • Разрешайте ему как можно больше играть со своими сверстниками.
  • Отвечайте на любые вопросы, интересуйтесь его мнением. Подскажите способы самостоятельного поиска информации.
  • Играйте с ним дома, читайте книги. Закрепляйте любые полученные знания.

Консультация для родителей «Зимние игры и забавы»

Это только взрослые могут не любить зиму. Это им кажется, что не очень хорошо, когда светлеет поздно, темнеет рано, на улице мороз, идет липкий снег. А дети наоборот обожают зиму.

Зимние развлечения не только доставляют детям необыкновенную радость, но и приносят пользу для здоровья. Эти игры, не требуют большого количества времени, каких-то незапланированных затрат или определенных умений.

С наступлением зимы в душе возникают особые чувства и желание провести это время года весело и радостно. Ощущение праздника и тепла дают тот заряд эмоций, который сохраняет настроение на высоте.

Чем же занять детей на улице? А игр тут предостаточно!

Самая известная, наверное, уличная зимняя игра - это игра в снежки! Можно играть поодиночке, а можно играть командами или защищать построенную крепость. А можно выбрать определенную цель на стене или на дереве и кидать снежки в нее.

Катание с горки.

С горки можно кататься на ледянках, санках, ватрушках, снегокатах. Классический спуск «паровозиком» захватывает дух не только у детей, но и у их родителей. Сбиваясь в кучу-малу, дети быстрее начинают дружить между собой, телесный контакт во время шумной веселой игры сближает.

Лепка снеговика.

Самый простой снеговик состоит из трёх снежных шаров. Дальше украшаем его. Вот здесь фантазии нет предела: руки- палочки, еловые веточки, нос- морковка, в роли шляпы может выступить ведро, тарелка, любой ненужный головной убор. Для украшения пойдут пуговицы, ленты, тесьма. А что, если слепленного снеговика раскрасить яркими красками? Снеговик-раскраска никого из детей не оставит равнодушным! Перемешиваем краску с водой. Разливаем полученный раствор по пластиковым бутылкам. В каждой крышке делаем по нескольку отверстий и закрываем ими бутылки. Можно также использовать насадки с пульверизатором. И так, начинаем: покажите детям, как пользоваться бутылками - как их направлять и с какой силой нажимать, чтобы жидкость резкими струями лилась сквозь дырочки, и чтобы спрей разбрызгивал краску. Начните с рисования глаз, бровей и губ снеговика, затем можно «одеть» его во что-нибудь нарядное и яркое.

Цветной краской можно просто рисовать по снегу.

Постройка снежной крепости.

Отличное занятие для детей любого возраста. Строить крепость можно при помощи ведерка и лопаток, или же из больших снежных шаров. Крепость можно построить не только из снега, лед тоже подойдет.

Если вы за городом и у вас много чистого снега, то можно попробовать слепить иглу. А попутно рассказать малышам, зачем строили такие дома и где в них жили.

Рисуем снежных ангелов.

Дети очень любят валяться в белом и пушистом снеге. Не отказывайте им в этом удовольствии - попробуйте поиграть с ребенком в снежного ангела! Главное - найти во дворе (в парке, в лесу) местечко, покрытое ровным слоем чистого снега. Нашли? Отлично. Для этого ребенок должен аккуратно упасть назад на спину в мягкий и нетронутый снежный сугроб и начать быстро двигать руками и ногами, как будто собирается взлететь. Снег облепит малыша, одежда станет ангельско-белой, а руки станут похожими на крылья. Помогите малышу осторожно встать из снега, не разрушив получившийся след. Посмотрите внимательно на получившийся на снегу след, не правда ли, он похожий на фигурку ангела?Будет ещё веселее, если вы будете делать ангелов вместе.

Можно изобразить на снегу и другие снежные образы. След слона с хоботом можно получить, если лечь в снег на бок и согнув руку так, чтобы след от нее был похож на слоновый хобот.

Попробуйте придумать собственные снежные образы.

Мыльные пузыри зимой- еще одно очень увлекательное занятие. Если вынести их на улицу и надувать на морозе, то получившийся шарик сразу застывает и начинает покрываться красивым узором.

Игра «Следопыты».

Замечательная игра для знакомства с окружающим миром. Для начала - найдите картинки со следами на снегу всевозможных животных. Когда изучите их - отправляйтесь на прогулку. Отлично, если будет возможность погулять по лесу на даче. И если вам повезет, тогда вы сможете увидеть следы зайца, белки, птиц или даже лисы.

Зимние игры хорошо подойдут как для двух детей, так и для большой детской компании. Играть в зимние развлечения можно во дворе или в лесу, днём или вечером, с друзьями и с родителями. Самое главное для таких зимних подвижных игр - это пусть даже небольшая детская компания и хорошее настроение, а также готовность к валяниям в снегу, которые неизбежно сопровождают все зимние игры. Эти игры специально для активных детей и заинтересованых родителей. Играйте прямо сейчас!

Источник: 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/01/07/konsultatsiya-dlya-roditeley-zimnie-igry-i-zabavy



Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно!